Главная > Биография > Карта памятных мест
 

Гранд-Жатт.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт (Ж.-П. Сёра)

В 1884 году Сёра часто отправляется в Аньер, на остров Гранд-Жатт, где устраивается на берегу реки против моста Курбвуа. Именно это место он выбирает для сюжета своей картины. Он хорошо помнит простую композицию "Тихого края" Шаванна и позаимствует её для своего полотна, которое, как и Шаванн, разделит на два неравных прямоугольника. Верхний, меньшего размера, отведён для неба; нижний пересекает диагональ, образующая слева треугольник, предназначенный для берега, а справа, между землёй и небом, - треугольник для воды.

В первые же солнечные дни Аньер привлекает к себе весёлую толпу отдыхающих. Сюда стекаются люди со всех уголков Парижа, чтобы покататься на лодках, потанцевать или просто принять участие в народном гулянье, этом многоцветном и шумном людском водовороте. На реке, на острове, на берегах царит праздничное оживление. Суда всех типов (парусники, одиночки, ялики, аутригеры, байдарки, яхты, клипперы) скользят по Сене, унося в сторону Сен-Клу, Аржантейя и Буживаля щёголей, которые громко переговариваются между собой, находясь на разных лодках, обращаются к друг другу по кличкам - Волосатый (наиболее среди них распространённая), Кашалот, Коротышка - и отпускают в адрес пассажирок сальные шуточки. Почтенные семейства располагаются на траве, закусывают или прогуливаются, женщины, отдавая дань моде, покачивают своими длинными юбками с пышными турнюрами на бёдрах, именуемыми в народе "откидной скамейкой", а чаще всего "ложным задом".

Взявшись за руки, девушки распевают песни и, почувствовав на себе взгляды молодых кутил, прыскают со смеху. Их раскрытые зонтики отбрасывают на зелень травы яркие световые пятна, подобные тем, что отбрасывают украшенные флажками рестораны, с их цветущими беседками, где находят прибежище влюблённые, или кабачки, где вскоре в пространстве, пропахшем жареным картофелем и рыбой по-матросски, закружатся танцующие пары. Дети носятся друг за другом. Шарманки наигрывают свои избитые мотивчики. Продавцы вафель и кокосов зазывают покупателей. Иногда гремит что есть мочи фанфара, оглашая окрестности пронзительными звуками.

Вряд ли можно найти сюжеты более импрессионистические, чем те, что предлагают берега Сены, лягушатники, лодочники. Долгое время они привлекали к себе внимание некоторых импрессионистов. Да разве сам Мане - он умер в апреле этого года, - не отправлялся в Аржантей, чтобы порисовать в компании с Клодом Моне и Ренуаром?

Однако отношение Сёра к этим сценам современной жизни иное, чем у его старших коллег, которые в своём стремлении к чистом зрительному впечатлению и к моментальной его передаче никогда особенно не заботились об искусстве композиции. И это понятно, ибо законы композиции подчиняют впечатление разуму, благодаря им искусство становится, если прибегнуть к образному выражению Леонардо да Винчи, cosa mentale (Дело разума (итал.)). Разум назязывает свой порядок. В самом деле, мало кто из современных художников уделяет внимание искусству композиции. Тот же Пюви де Шаванн был едва ли не исключением. Неудивительно поэтому, что Сёра проявляет к нему интерес.

Молодой художник - а ему уже двадцать четыре года - трудится над "Купанием" несколько месяцев. На Гранд-Жатт он продолжает делать многочисленные наброски, исследуя различные мотивы, предлагаемые островом: то рисует Сену и её берега, то мост Курбвуа, то сидящих на берегу или купающихся людей. Тщательно и терпеливо он составляет опись элементов, из которых позднее создаст свою картину. Сёра экспериментирует с различными темами, что-то отвергая, что-то оставляя для дальнейшей работы. В какой-то момент ему приходит в голову мысль ввести в композицию лошадей; рисует он также этюд с изображением радуги. Но в итоге убирает и радугу, и лошадей. От эскиза он сохраняет чаще всего лишь какую-нибудь деталь: там парусник, здесь заводскую трубу (дым от неё поднимается за мостом), в другом месте оставленную на берегу одежду купальщика. Любую деталь, однажды им выбранную, он вновь разрабатывает, иногда с помощью рисунка. Так получилось с тремя купальщиками, которые войдут в окончательную композицию, и с которых он, работая с натурщиками, делает карандашные наброски.


Натюрморт - этюд для «Натурщиц» (Жорж Сёра)

Портрет Поля Синьяка (Жорж Сёра, 1890 г.)

10. Натюрморт (этюд для «Натурщиц»).


Гранкан.

Гранкан.

В 1885 году Сёра едет в Гранкан - небольшой рыбацкий порт на побережье Кальвадоса; не исключено, что это место подсказал ему Синьяк.

Подробнее

Онофлёр.

Онофлёр.

В воскресенье 20 июня 1886 года Сёра отбыл в Онфлёр, о котором ему, возможно, рассказывал Анри де Ренье, уроженец тех мест.

Подробнее

Париж.

Париж.

Жорж Пьер Сера родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским

Подробнее





 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.