Этюды. Люди труда. Зрелища

Парочка - этюд для Гранд-Жатт (Жорж Сёра)

Этюды Сера часто сохраняют то, что впоследствии было утрачено на полотнах, проповедовавших принципы дивизионизма. Поэтому некоторые любители ценят их даже выше, чем законченные картины художника. Эти этюды распадаются на две группы: наброски, послужившие исходным материалом для крупных композиций, и самостоятельные зарисовки. Поздние эскизы Сера заметно отличаются от его ранних работ - как правило, небольших по размеру и часто написанных на деревянных дощечках (которыми обычно служили крышки от сигарных ящиков).

Сам художник называл эти наброски «крокетонами». Сера написал десятки предварительных этюдов для картин «Гранд-Жатт» и «Купание в Аньере». Они помогли ему определить число фигур, их точное местоположение в композиции и установить тональные соотношения между отдельными элементами произведения. Некоторые из этих этюдов, написанные на пленэре, близки к манере импрессионистов; другие создавались в студии. Позже Сера делал хроматические этюды для своих пуантилистских работ. Наиболее примечательным среди них можно считать подготовительный этюд для картины «Парад».


Каменотес (Жорж Сёра, 1882 г.)

Готовясь к работе над «Купанием в Аньере», Сера сделал целую серию пейзажных набросков и зарисовок рабочих. Обе эти темы традиционно занимают видное место во французской живописи. Пейзажи Сера напоминают работы Коро и художников-барбизонцев, а фигуры людей труда заставляют вспомнить о Милле и Курбе, хотя, и лишены какой-либо политической окраски. Художника больше интересуют возможности, изобретенной им техники. Лица его косцов, сборщиков колосьев и каменщиков не имеют индивидуальных черт и являются предтечами тех людей-манекенов, которых мы позже встретим на полотнах «Гранд-Жатт» и «Купание в Аньере».


Цирк (Жорж Сёра, 1891 г.)

В последние годы своей жизни Сера увлекся парижскими развлекательным и представлениями. Эти темы были в большом ходу у художников-импрессионистов. Сера увидел их по-иному. И тут он, прежде всего, искал подтверждения волновавшим его идеям, составившим основу дивизионизма. Речь идет, в частности, о взаимосвязи между линией и эмоциями. Вдохновение художник черпал из нескольких источников.

На протяжении 1887-1888 годов он сделал серию зарисовок в варьете. Все эти зарисовки пригодились для работы над его поздними произведениями. Для изображения цирковых артистов Сера, скорее всего, воспользовался афишами и плакатами Жюля Шере (1836-1933), которыми в то время был увешан весь Париж. В 1889 году с успехом состоялась и выставка работ этого художника. Картина Сера «Цирк», 1890-1891 осталась незаконченной из-за смерти ее автора.




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.