Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Государственный музей Крёллер-МюллеНаследница владельца голландской судоходной компании собрала одну из любопытнейших в Европе коллекций современного искусства.

Небольшие шедевры Сера разбросаны по всему миру. Две самых знаменитых его работы находятся в Художественном институте в Чикаго («Гранд-Жатт») и лондонской Национальной галерее («Купание в Аньере»).

Неплохим собранием полотен Сера отличается музей д'Орсэ в Париже. Но самая полная коллекция его картин прописана в Голландии, в музее Крёллер-Мюллер. Она содержит пять полотен Сера: четыре нормандских марины и знаменитый «Канкан».

Музей был создан по инициативе страстной собирательницы произведений искусства Элен Крёллер-Мюллер (1869—1939). Урожденная Элен Мюллер, дочь судовладельца из Роттердама Вильгельма Генриха Мюллера, в 1888 году вышла замуж за Антона Крёллера. После женитьбы он стал партнером в семейном бизнесе, а позже был членом Консультативного совета голландского министерства торговли и промышленности. В юности Элен коллекционировала фаянс. На живопись она обратила внимание после знакомства с Хенд-риком Бреммером (1871—1956), одним из ведущих голландских искусствоведов.

Под его влиянием Элен заинтересовалась художниками конца XIX века. Бреммер сам был жи вописцем, и в настоящее время в музее хранятся три его работы: два натюрморта и пейзаж. Любопытно, что картины Бреммера написаны в пуантилистской манере.

Приблизительно в 1907 году миссис Крёллер-Мюллер решила обзавестись собственной коллекцией живописи.

Государственный музей Крёллер-МюллеЕе первыми приобретениями стали несколько пейзажей мастеров Гаагской школы, а в 1908 году Элен удалось купить настоящий шедевр — «Подсолнухи» Ван Гога. С этого момента ее собрание быстро расширяется. Если первый его каталог 1917 года включал в себя 408 картин и рисунков, то уже к 1921 году собрание насчитывало 1011 произведений искусства.

Элен сформулировала и его основной принцип. Коллекция произведений живописи Крёллер-Мюллер должна была «соответствовать ее времени и ее собственному мироощущению», отражая «ее представления о гармоничном, классическом и духовном в искусстве». На деле сердцевину коллекции составили произведения Ван Гога.

Музей располагает 278 его работами, выполненными в различной технике, и по полноте это собрание уступает только Музею Ван Гога в Амстердаме. Кроме этого, музей обладает работами символистов, постимпрессионистов французской школы, кубистов и т. д.

Последние появились в собрании в 1920-х годах, когда Элен начала покупать картины у братьев Розен-берг в Париже. Сама она считала, что ей удалось приобрести практически все наиболее ценные работы представителей названных течений. Собирательница очень сожалела о том, что в ее коллекции нет работ Сезанна, и предпринимала попытки заполучить коллекцию ван Блаадерена, пока та не покинула Голландию.

Похожие сожаления касались и футуристов. Отсутствие в коллекции работ немецких экспрессионистов было принципиальным решением Элен.

Проектирование и сооружение галереи для солидного художественного собрания растянулось на годы. Между 1909 и 1917 годами семья Крёллер-Мюллеров купила парковый участок, где и расположился новый музей.

В 1912 году Крёллер-Мюллеры предложили Людвигу Маису ван дер Роге (1886—1969), молодому протеже известного немецкого архитектора и дизайнера Петера Беренса, разработать проект совмещенного с галереей жилого дома. Ван дер Роге выполнил работу, но к этому времени Бреммер уже посоветовал Элен перепоручить проектирование Хендрику Берлаге. Однако и эти переговоры закончились ничем.

Наконец, в 1921 году за проектирование взялся Анри ван де Вельде, бельгийский архитектор, живший тогда в Швейцарии. «Бывают странные сближенья...» Ван де Вельде в молодости сам был художником. В свое время он представлял свои работы на той самой выставке «Группы двадцати» 1887 года, где экспонировалась и картина Сера «Гранд-Жатт».

Живописец некоторое время жил под впечатлением, полученным от этой работы Сера, и даже сам писал в неоимпрессионистической манере. Свои работы он выставлял и с «Группой двадцати», и в Салоне независимых, а после 1891 года пытался совместить пуантилизм с линейной манерой Ван Гога.

Ван де Вельде с энтузиазмом взялся за дело, но его проекты музея Крёллер-Мюллер оставались на бумаге из-за недостатка средств. Наконец, в 1926 году их окончательно положили на полку, а архитектор уехал в Бельгию.

В 1928 году художественная коллекция Элен Крёллер-Мюллер была передана государству с условием, что правительство профинансирует постройку музея для нее. Пришел час для реализации идей ван де Вельде. Работа закипела.

Музей открыли для посетителей 13 июля 1938 года, но его строительство продолжалось еще долгие годы. Последние элементы проекта ван де Вельде (галерея скульптур и конференц-зал) облеклись в архитектурную плоть лишь к 1953 году.

КартаНеобходимая информация Адрес музея:
Kreller-Muller Museum Houtkampweg 6, P.O. Box 1 6730 AA Otterlo, Nederlanden
Телефон: (31)318 59 12 41
Факс:(31)318 59 15 15
Время работы:
Вторник - воскресенье: 10.00-17.00
Галерея скульптур открыта с 1 апреля по 31 октября (10.00-16.30)
Музей закрыт по понедельникам и 1 января
К услугам посетителей:
Свободный вход для детей до 6 лет
Художественный салон
Ресторан
Экскурсии
Удобная парковка
Сайт:
www.kmm.nl


Сборщики колосьев (Жорж Сёра)

Скалы в Пор-ан-Бессене (Ж. Сёра, 1888 г.)

Каменотес (Жорж Сёра, 1882 г.)


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.