Лиможская эмаль
(от названия города Лимож)
Разновидность художественных изделий, создававшихся в центральных областях Франции, главным образом в г. Лиможе в XII-XVI в. Технику выемчатой эмали, в отличие от перегородчатой византийской, культивировали в средневековье кельты. В ХII-ХIII в. она сконцентрировалась в мастерских Лиможа. Этот город находился на перекрестке торговых путей.
Из Англии доставляли корнуэльское олово, необходимое для изготовления эмали (оно придает сплавляющимся во время обжига краскам непрозрачность, что усиливает их кроющую способность). Из Испании привозили особый краситель — сафру, естественную смесь окиси кобальта и натрия. Сафра придавала чистоту и глубину тона знаменитой синей эмали лиможских мастеров. Добавки олова разбеливали цвет, позволяли использовать тональные нюансы. Эти приемы были неизвестны мастерам предшествующего периода в районах Мааса и Рейна.
В XIV-XV в., возможно, под воздействием мастеров-витрариев (расписывавших витражи), итальянской майолики и ренессансных гравюр, лиможцы стали переходить от архаичной техники выемчатых эмалей к сложной, но раскрывающей новые изобразительные возможности, живописной (расписной) технике. Лиможские эмали делятся на эмали старой школы и новой.
Старая школа сложилась к последней четверти 15 века. В Лиможе изготавливали шкатулки-реликварии, алтари-триптихи, кувшины, тарелки, плакетки с многоцветными композициями на религиозные сюжеты. Медные пластины расписывали эмалевыми красками с многочисленными — от десяти до пятнадцати — промежуточными обжигами. В этой технике краски нельзя смешивать, иначе получается грязный цвет. Поэтому каждый красочный слой закрепляется отдельным обжигом. Сначала обжигают краски с более низкой температурой плавления (ок. 600° С), затем с более высокой (800-900° С).
По завершении роспись покрывали тонким слоем прозрачной эмали — фондона, который предохраняет ее от повреждений. Роспись также дополнялась золотом — штрихами, напоминающими иконописную ассистку, звездочками, надписями. С оборотной стороны медные пластины покрывали слоем контрэмали для предотвращения коробления во время обжига. Для большего эффекта изделия украшали кабошонами, имитирующими драгоценные камни, — крупными, округлой формы застывшими каплями прозрачной эмали. Под них подкладывалась золотая или серебряная фольга.
В качестве оригиналов для сложных композиций на мифологические и библейские сюжеты использовались гравюры, в основном немецких и фламандских художников. С начала XVI в. мастера условно называемой «новой школы» стали изготавливать вещи, в подражание гравюре, в технике гризайль — градациями белой эмали по черному или темно-синему фону. Используются копии работ Дюрера, Рафаэля, для лиможцев рисует Жан Клуэ. В богатых и разнообразных орнаментных композициях, обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно переосмысление образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло.
Однако эмаль полупрозрачная в тонких слоях, создавала «тающие» контуры, а пастозные мазки — небольшой рельеф, что придавало росписи сходство с античными камеями. Сочность цвета и блеск красок были удивительны. Ни в одной из других техник подобные эффекты невозможны. В музее г. Лиможа эти изделия экспонируются в ярком свете, направленном со всех сторон, и сияют, как подлинные сокровища. Наиболее известные мастера, работавшие в Лиможе в конце XVI в., — члены семьи Кур, среди них редкий пример женщины-эмальера Сюзанна Кур, П. Куртейс, К. Нуайе, П. Реймон, семья Пенико.
Наиболее значительный мастер Леонар Лимозен (1505-1576 г.) — потомственный эмальер — также был живописцем и гравером, сам рисовал свои композиции. Работал в Париже и Фонтенбло вместе с Ф. Приматиччьо. В 1548 г. Лимозен получил звание королевского эмальера. В 1572 г. его избрали консулом Лиможа. Художник создавал чаши, плакетки, кувшины, блюда в технике гризайль и полихромной росписи. Выполнял и сложные «картинные» композиции по гравюрам с рисунков Рафаэля, Ф. Приматиччьо, Н. дель Аббате. В 1535-1574 г. Л. Лимозен создал в технике расписной эмали около ста двадцати портретов своих современников по рисункам Ж. Клуэ Старшего и его учеников. Эмалевые пластины, как картины, оправлены в рамы. Для лиможских изделий характерны также реликварии в форме античных пиксид с конической крышкой, завершающейся крестом. Их изготавливали по заказам аббатства Св. Марциала, в частности, для английских королей из дома Плантагенетов (в ХII-ХIII в. Лимож входил в их владения).
Другой центр производства эмалевых изделий — монастырь Конк в Аквитании, южнее Лиможа. В 30 км. к северу от Лиможа находится бенедиктинское аббатство Гранмон (от французского Grandmont — «Большая гора»). В романскую эпоху (ХII-ХIII в.) там изготовляли изделия в технике выемчатых эмалей с яркими красками и упрощенным рисунком. В XVI в. расписные эмали приобрели для искусства Франции значение, сопоставимое с ролью расписной майолики и венецианского стекла для искусства Итальянского Возрождения.
Однако в XVII столетии стиль лиможских эмальеров измельчал, и их трудоемкая техника не выдерживала конкуренции с росписью фаянсовых изделий. В середине 17 века эмальерное дело переходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в лиможской эмали исчезает. К началу 18 века замирает и производство эмалевых сосудов.
Ларец-реликварий. Лиможская эмаль.
|
Распятие в технике лиможской эмали. 12 век.
|
Подвиг Марка Курция. Оборотная сторона зеркала. С. Кур. 16 век.
|