A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Параллельная перспектива


(фронтальная перспектива)

Параллельная перспективаДанный вид перспективы применяется, если предмет находится во фронтальном положении, воспринимается зрителем в анфас, или фронтально. Размеры предмета по мере его удаления от зрителя уменьшаются. При фронтальной перспективе имеется только одна точка схода. Поэтому это самый простой для изображения вид перспективы.

Возникновение понятия «перспектива» связано с развитием оптики и различных видов искусства, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т.д.), подчиняли их не единой соотнесённой со зрителем шкале, а условно-символической схеме.

Тяготение к унификации пространства с помощью перспективы появляется в искусстве Древней Греции. Впервые правила перспективы упоминаются в трактате греческого математика Евклида «Оптика», а римский архитектор Витрувий относит практическое её применение в театральной декорации ко времени Эсхила. О живописи античной перспективы можно судить по фрескам «2-го помпеянского стиля» с построениями, весьма близкими к параллельной перспективе. Наряду с этим в античности широко используется система, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси.

В позднеантичном и средневековом искусстве интерес к систематической разработке проблем перспективы в целом пропадает, но нередко применяется способ так называемой обратной перспективой, состоящий в увеличении отдельных предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий несколько точек зрения.

Казанский вокзал (А.В. Щусев)Последовательная, математически обоснованная система перспективы, рассчитанная на фиксированную, «антропоцентрическую» точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберта, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло); значительный вклад в эмпирическую и научную разработку перспективы внесли также северно-европейские мастера (братья Х. и Я. ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной перспективы (то есть исследовал влияние воздуха на чёткость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния).

Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между научной теорией и художественной практикой перспектива утрачивается (если не считать мастеров перспективной живописи). А изучение перспективы в целом становится частью начертательной геометрии (в этом отношении особенно важны труды французских математиков Ж. Дезарга, XVII в. и Г. Монжа, XVIII в.). Перспективная структура остаётся органической частью живописного или скульптурно-рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды.

Параллельная перспектива типичная для живописи Китая и Японии, которую условно можно считать построением с бесконечно удалённым центром проекции.

Вид города Эрфорда (Я. Франк-Дитрих, гравюра)
Вид города Эрфорда. Я. Франк-Дитрих. Гравюра.

Вид города Рима (Я. Франк-Дитрих, гравюра)
Вид города Рима. Я. Франк-Дитрих. Гравюра.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.