A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Логановский Александр Васильевич


(12 марта 1812 г., Москва — 18 ноября 1855 г., Москва)

Александр Васильевич Логановский Русский скульптор, работал в духе позднего академического классицизма, преимущественно в области монументально-декоративной скульптуры на темы из Евангелия и русской истории. Родился в Москве в 1812 г., в семье священника. Осенью 1821 г. поступил в Императорскую Академию Художеств, где с успехом проходил курс под руководством Демут-Малиновского. В 1831 г. ему было объявлено удовольствие совета за благонравное поведение и дана первая серебряная медаль "за лепление с натуры"; в следующем году он получил первую серебряную медаль за исполнение программы "Юпитер и Меркурий посещают Филимона и Бавкиду", а в 1833 г., получив при окончании курса 2-ю золотую медаль за "Гектора, упрекающего Лариса в бездействии", и звание классного художника, Логановский был оставлен при Академии для усовершенствования. В 1837 г. он был награжден первой золотой медалью за статую "Играющий в свайку", которая в 1838 г. по Высочайшему повелению была отлита из чугуна и поставлена, вместе со статуей Н.С. Пименова "Парень, играющий в бабки", перед Царскосельским Александровским дворцом.

В том же году скульптор отправился пенсионером Академии в Рим, куда и прибыл в октябре 1837 г. В Риме Логановский много работал по заказам двора и частных лиц. Его товарищ по заграничной командировке, Н. Рамазанов оставил о нем следующие строки: "Мне особенно памятен А.В. Логановский в бытность его в Риме... Доброта, обязательность и радушие составляли природные черты Александра Васильевича, который одинаково был любим всеми; товарищи прозвали его патриархом... Запоздает ли, бывало, прийти к кому вексель, понадобятся ли кому из нас неожиданно деньги... к кому обратиться? — к Логановскому. После заутрени, в Светлое Христово Воскресенье, к кому идут из посольской церкви все русские художники разговляться? К Логановскому. Трудолюбивый, постоянно веселый, страстно любивший толковать о политике, он пользовался общим расположением; любил жить в полном удовольствии, которое постоянно готов был разделять с близкими; лучшего распорядителя при встрече или проводах товарища хлебом-солью мы между собою не знали".

В 1844 г. Академия "за отличные работы, известные Его Высочеству президенту, конференц-секретарю Академии и членам совета" признала его академиком "без задачи особых программ". В 1845 г. скульптор вернулся в Россию, и сразу по приезде весь отдался работе над произведениями, предназначавшимися для воздвигавшихся тогда храмов: Св. Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге и Христа Спасителя в Москве; последние десять лет его жизни были всецело заняты этими работами. В 1854 г. Логановский был назначен профессором Академии Художеств.

Левая ниша Южного фасада Исакиевского собора в Санкт-ПетербургеСкончался Логановский в Москве 18 ноября 1855 г. Как творец, Логановский принадлежит к очень многочисленной и типичной группе русских скульпторов 1830—1850 г. Силы, давшие русскому искусству Шубина, Козловского и Мартоса, уже иссякли, и на долю последователей-учеников выпала неблагодарная роль эклектиков, популяризаторов художества учителей. Только, в связи с настроением времени, темы становятся более тривиальными (особенно любимы темы в народном духе); мастерство, теряя строгость и изысканность старины, превращается в холодное и ловкое уменье, и в большинстве случаев, громоздкие композиции отдают явным сочинением. Но надо отдать справедливость, что среди произведений этой школы встречаются вещи очень хорошо задуманные и очень декоративные, как, например, некоторые работы Логановского в храме Христа Спасителя.

Известны следующие его работы: "Абадонна" (исполнена в Риме для цесаревича Александра Николаевича); "Мальчик, ловящий мяч" (не окончена); "Киевский юноша и река Днепр" (гипсовая группа); бюст А.А. Закревского; две группы ангелов для Александровского зала Кремлевского дворца; две группы для колоссальных часов Кремлевского дворца — "Св. Георгий на коне" и "Минин и Пожарский" (с Мартоса); 12 медальонов для 3-х колоколов Исаакиевского собора, изображающих четырех Евангелистов, четырех Святителей Российских — Петра, Алексея, Иону и Филиппа, Св. Сергия Радонежского, великого князя Александра Невского, Равноапостольного князя Владимира и Исаакия Далматского; барельефы — "Избиение младенцев" и "Явление ангелов пастухам" для того же собора.

Встреча Давида, победившего Голиафа (горельеф)Также среди работ Логановского скульптуры для храма Христа Спасителя на западной стороне, в кругах изображения Св. Александра Невского, Николая Чудотворца, Николая Блаженного Новгородского, Праведной Елисаветы; над средними вратами, при арке и над нею, два ангела с распростертыми крыльями, держащие хартию с надписью: "Господь сил с нами" над вторыми вратами два ангела с церковными хоругвями; над третьими — два ангела со знаменами; при четвертой арке — Архангел Гавриил, с лилией в руке, и Архангел Уриил, с пламенем в руке; при пятой арке — Архангел Иегудиил, со златым венцом в руке, и Архангел Варахиил, с цветами в руке; на западной же стороне два больших барельефа — "Посаждение Соломона на престоле Давидовом" и "Давид, в собрании вельмож, передает Соломону чертежи храма"; на восточной алтарной стороне большой барельеф — "Рождество Христово и Поклонение Пастырей"; на южной стороне, в среднем кругу, образ Пресвятой Богородицы Смоленской, Святых Романа, князя Рязанского, апостола Фомы, Иоанна Крестителя, Ионы, архиепископа Новгородского; на этой же стороне, ниже, при средней арке — "Явление Архангела Михаила Иисусу Навину"; при второй арке — "Моисей и Мариамна"; при третьей арке — "Варак и Девора"; на той же стороне большие барельефы — "Авраам, возвращающийся с союзниками после победы над царями, встречаемый Мельхиседеком" и "Давид, идущий в Иерусалим, после победы над Голиафом и сретаемый ликом жен"; на четвертой стороне, при средней арке, — "Св. Апостолы Петр и Павел" и большие барельефы: "Преподобный Сергий благословляет на брань великого князя Дмитрия Донского и дает ему Пересвета и Ослябя" и "Преподобный Дионисий, благословляющий князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы" и некоторые скульптуры для храма Св. Пантелеймона.

Парень, играющий в свайку (1836 г.)
Парень, играющий
в свайку.
А.В. Логановский. 1836 г.

Горельеф с Храма Христа Спасителя
Горельеф с Храма
Христа Спасителя.
А.В. Логановский.
1847-149 г.

Мельхиседек встречает Авраама
Мельхиседек встречает
Авраама с плененными
им царями. Горельеф.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.