Латемская школа
(от названия деревни Синт-Мартенс-Латем)
Сообщество живописцев из Бельгии, работавших и разместившихся в деревне Синт-Мартенс-Латем, находящейся возле Гента. "1-я латемская группа" сложилась в 1898—1899 годах; для творчества её мастеров (скульптор Жорж Минне, живописцы Валериус де Саделер, Густав ван де Вустейне), ярчайших представителей символизма и стиля "модерн", присущи приверженность к сельской Фландрии и старинной живописной традиции Нидерланд, ностальгия за партриархальной стариной, стилизация и символический мистицизм, ноты поэтического пессимизма.
В основу их творчества была положена идея о приоритете «высшего» духовного мира над реальностью. Преодолевая импрессионистические веяния, эти мастера старались отойти «от поверхности явлений», «выразить духовную красоту вещей». «Латемцы» обращались к национальным изобразительным традициям, к голландским примитивам 14—16 в., но в своем творчестве, наиболее полно выразившем идеи символизма и затем развивавшемся под знаком все более усиливавшегося экспрессионизма, они были, по существу, весьма далеки от тех традиций, на которые они ссылались. И в строгих, красивых пейзажах Валериуса де Саделера (1867—1914 г.) и в пронизанных мистикой работах младшего члена группы — Густава ван де Вустейне (1881—1947 г.) — нет места для образа человека.
Глава «1-й латемской группы» представитель символизма и «модерна» в бельгийском искусстве, Жорж Минне, обращался к традициям средневековой скульптуры; подчёркивая напряжённую духовность своих образов, придавая изломанность формам, предвосхитил появление бельгийского экспрессионизма («Мать, оплакивающая своего ребёнка», бронза, 1886 г., Музей современного искусства, Брюссель). В дальнейшем пластика Минне носит более текучий и обобщённый характер. Минне — автор реалистических портретов рабочих. Свойственный Минне мистицизм сильнее всего проявился в ряде поздних рисунков на религиозные темы.
В начале 20-х г. была создана «2-я латемская группа», работавшая под влиянием экспрессионизма, хотя сам экспрессионизм в Бельгии, связанный с трагическими событиями первой мировой войны, принимает особую окраску. Главой этого направления был Констан Пермеке (1886—1952 г.). В больших, широко написанных полотнах этого мастера привычные для бельгийского искусства сюжеты — земля, море, образы крестьян — окрашиваются в тона трагизма и глубокого душевного смятения. Сквозь всю нарочитость деформации, подчеркнутость духовной ограниченности и грубости крестьянских образов Пермеке пробивается его симпатия и сочувствие к людям, которые позволяли художнику создать эмоционально впечатляющие образы. Мрачноватый, глухой колорит, невнятность действия, неподвижность человеческих характеров передают настроение скорбных предчувствий и безысходности.
Гюстав де Смет (1877—1943 г.) и Жан Брюссельманс (1884—1953 г.) по-своему перерабатывали принципы экспрессионизма, первый — упрощая формы и придавая большое значение композиционной стройности своих картин, второй — повышая и доводя до пронзительной силы цветовой строй своих пейзажей. Интерес к цвету как носителю эмоционального воздействия в живописи связывал Брюссельманса с группой «Брабантских фовистов», к которой примыкали Р. Ваутсрс, Э. Тайтгат, Ф. Кокс. Особую ценность представляет искусство Рика Ваутерса (1882—1916 г.). Увлечение яркой декоративностью цветовых сочетаний не заслоняет для этого художника психологических качеств его моделей; в противоположность французским фовистам Ваутерс ищет пластику, объемность вещей — таковы его «Урок» (1912 г.; Брюссель, Музей изящных искусств), окрашенный драматизмом поздний «Автопортрет с черной повязкой» (1915 г.; Антверпен, собрание Л. ван Богарт), «Неле в красном» (1915 г.; частное собрание).
Фонтан коленопреклонённых. Ж. Минне. 1897 г.
|
Фуга. Густав ван де Вустейне.
|
Обрученные. К. Пермеке. 1923 г.
|