A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Левкас


(от греческого leukos - белый)

Грунт клеевой левкас В иконописи название многослойного грунта, приготовлявшийся в русской средневековой иконной живописи из мелового или гипсового (алебастрового) порошка в смеси с клеем животного происхождения (мездровым, рыбьим и др.), в стенной темперной живописи - из гашеной извести с наполнителями (песком, толченым кирпичом, дробленым известняком, мелко нарубленным льняным волокном). Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои. После высыхания поверхность левкаса тщательно шлифуют. В древности на Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современный иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

Подход и технические приемы для выполнения сложных художественных задач в иконописи совершенно особенны и своеобразны. Поэтому вполне понятны та исключительная забота и внимание, которые древние мастера проявляли при изготовлении левкасного слоя. Требования, предъявляемые к левкасу в иконописи, следующие: он должен быть очень крепок и однороден по составу, ровно бел и гладок по всей поверхности и, кроме того, он должен устойчиво сопротивляться всем видам разрушения.

Приготовление левкаса на алебастре известно было еще в Древней Руси и перешло к нам из Византии. Этот левкас всегда ценился как самый лучший для иконописи по своей испытанной прочности и стойкости. Левкас, приготовленный на мелу, вошел в технику русской иконописи значительно позднее, и, как более дешевый, он постепенно заменил алебастровый, будучи, однако, менее прочным, не таким долговечным и даже вредно действующим на позолоту.

Свежеобожженный алебастр при осязании прилипает к пальцам, в отличие от старого, который более сух. Он должен быть однородный, без примесей, мелкий, легко растворяться в воде и быстро твердеть. Мел для приготовления левкаса должен быть бел, чист, без посторонних примесей и превращен в тонкий порошок. В России хорошего качества мел был известен под названием "плавленого", во Франции он называется "блан д`Эспань" или "блан де Медон", в тонко растертом порошке или в прессованных кусках.

Процесс нанесения левкасаЛевкас - плотный и твердый, как и те основания, на которые он наносится. Тщательно заглаживаемая поверхность левкаса и его белый цвет (у настенного левкаса - желтоватый) хорошо подходят для работы прозрачными слоями красок; в прикладном искусстве левкас - грунт на деревянных изделиях под окраску и позолоту.

Чеканный левкас — это левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами. Левкасить — грунтовать иконную доску. Часто подготовкой иконной доски под иконопись занимался особый мастер - левкасчик (левкащик). В стенописи левкас — грунт под темперу, приготовленный из гашёной извести с наполнителем. В современном художественном мире левкасом также называют синтетический материал, используемый при изготовлении багета. В строительстве левкас часто обозначает высококачественную отделку стен.


Похвала Богородицы (дерево, левкас, темпера)
Похвала Богородицы.
Дерево, левкас, темпера.
19 век.

Портрет Оли (А. Хохрякова)
Портрет Оли.
А. Хохрякова.
Левкас, масло.

Лунная соната (Н. Федотова)
Лунная соната.
Н. Федотова. Левкас,
гуашь, гелевая ручка, лак.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.