Локальный цвет
(от французского local - местный)
Термин в живописи, определяющий основной и неизменный цвет, характеризующий окраску предмета. Окраску предмета можно передать однородными цветовыми пятнами различной светосилы или сочетанием важнейших цветовых оттенков, возникающих под воздействием световоздушной среды, теней от различных объектов и окружающих предметов. Как понятие, локальный цвет впервые выделен Леонардо да Винчи в его «Книге о живописи». Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные не преломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмета, без учета внешних влияний. Локальный цвет предмета может быть однотонным но может состоять и из разных оттенков.
Но и в живописной системе, которая требует точной передачи изменчивого освещения и среды, возникает необходимость точно и выразительно показать локальный цвет предмета при всех сложнейших закономерных его изменениях. В истории искусства с древности существуют многие живописные системы, основанные на последовательном применении локального цвета. Неизменяемый локальный цвет был господствующим в живописи на ранних этапах древневосточного и античного искусства.
Выразительное и гармоничное сопоставление пятен локального цвета использовалось во многие периоды истории искусства (особенно в средневековых росписях, витражах, миниатюрах); с эпохи Возрождения устанавливаются сложные взаимоотношения между направлениями, тяготеющими к постоянным, зачастую наделенным традиционным символическим значением, акцентам локального цвета, и другими, стремящимися запечатлеть сложность и изменчивость цвета, его связь со светотенью и средой. Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Например, когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.
Локальный цвет был отвергнут импрессионистами, однако многие направления искусства конца 19 и 20 веков возрождают интерес к локальному цвету либо ради его символического смысла (синтетизм), либо ради наиболее строгих и отчетливых цветовых построений (Анри Матисс, Фернан Леже), либо для сближения живописи с броской расцветкой современных машин (в США Стюарт Дейвис, Чарлз Шилер).
В фотографии локальный цвет - это усреднённый цвет нескольких близко расположенных (как правило, неодинаковых по цвету) деталей объекта. Эффект локального цвета на цветном фотографическом изображении может возникнуть в результате:
- недостаточной резкости соответствующей части изображения или изображения в целом;
- сильного рассеивания света, например, дымкой или объективом;
- малого масштаба изображения (при съёмке удалённых объектов);
- недостаточной разрешающей способности фотоматериала.
Эффект локализации цвета порой сознательно используют для снижения цветового контраста деталей сцены, цветовые различия которых могут отвлекать зрителя от сюжетно важных элементов изображения. При съёмке локализацию цвета осуществляют специальными насадками. При обработке фотоизображения цифровыми методами локализации цвета добиваются путём размытия цветоразностных составляющих изображения.
Портрет Г.Р. Державина. В.Л. Боровиковский. 1811 г.
|
Натюрморт в локальных цветах.
|
Жена короля. П. Гоген. 1896 г.
|