Леонардо да Винчи
(по-итальянски Leonardo da Vinci, 15 апреля 1452 г., село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519 г., замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция)
Великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» — идеала итальянского Ренессанса. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков. Окруженный легендами ещё при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения.
Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рожденным сыном крестьянки Катерины, о которой почти ничего не известно. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто "родом из городка Винчи". Полное его имя — Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Первая датированная работа Леонардо (1473 г., Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.
К 1480 г. Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 г. он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями.
Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску "Тайная вечеря", которая дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796 г. трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.
Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Леонардо да Винчи возникает круг учеников. Последующие годы Леонардо да Винчи проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-1502 г., 1503-1506 г., 1507 г.; Мантуя и Венеция - 1500 г.; Милан - 1506 г., 1507 - 1513 г.; Рим - 1513-1516 г.; Франция - 1517-1519 г.). Во Флоренции Леонардо да Винчи работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-1506 г., не закончена, известна по копиям с картона), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано "зверское безумие" войны (по выражению самого Леонардо да Винчи).
В портрете Моны Лизы (так называемая "Джоконда"; около 1503 г., Лувр) образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке.
К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512 г.); "Святая Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-1507 г., Лувр), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; "Иоанн Креститель" (около 1513-1517 г., Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Леонардо да Винчи; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с "Потопом", около 1514-1516 г., Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Леонардо да Винчи был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.
Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519 г.; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.
Дизайн летательной машины. Леонардо да Винчи.
|
Мадонна с гвоздикой. Леонардо да Винчи.
|
Арбалет. Леонардо да Винчи.
|