A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Деисус


(от греческого — прошение, моление; деисис)

Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча Икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих. Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса.

Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется «Предста Царица одесную Тебе» или более коротко «Предста Царица». В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С XII—XIV в. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции "Предста Царица" совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.

Деисус (Мстера, начало 19 века)В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого. «Ангельский деисус» — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует достаточно спорное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы.

Иконография «Деисуса» чрезвычайно распространена в ориентировавшемся на Византию православном мире. Посередине изображен Спаситель с каноническими чертами Христа-Вседержителя (Пантократора), справа от него в молитвенной позе помещена Богородица, слева — Иоанн Предтеча. Это так называемый «малый деисус»; со временем деисусный ряд расширился за счет архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгия и Дмитрия Солунского, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые. В Деисусе нашло зримое воплощение одна из основных целей Земной Церкви — посредническое заступничество избранных святых за людской род перед Царем Небесным. На рубеже XIV—XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас — стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.

Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча — самый ранний из дошедших до нашего времени из времен Киевской Руси. До того как эта икона попала в Третьяковскую галерею, она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, где была помещена над гробницей митрополита Филиппа. По мнению В.Н. Лазарева, икона могла быть перенесена в кафедральный собор из Владимира в 1518 году, когда в Москву переносили многие местночтимые образа, в том числе и «Спас Эммануил с архангелами» (Конец XII в. ГТГ). О.С. Попова допускает, что «„Деисус“ возник, как и „Успение“, в Новгороде, ибо тип и образ Христа в них очень похож. Однако это предположение совсем не обязательно, — отмечает исследовательница, — так как общий в них образ просто может восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе, в Новгороде или другом русском княжестве, но „Деисус“ создан на Руси в начале XIII в. В нем мало специфически русской выразительности и каких-либо особых местных примет стиля. Его письмо близко той живописи, что покрыла стены Студеницкой церкви». Известно, что церковь Богородицы (1208—1209 г.) в Студенице (Сербия) была расписана греческими фрескистами, очевидно, из константинопольских монастырских мастерских.

Деисус (Триптих Арбавиля, Византия, 10 в.)«Деисус» по смысловому содержанию связан с алтарной частью храма, потому вполне возможно, что икона в начальный период своего существования находилась в алтарном пространстве и, не исключено, возвышалась на архитраве алтарной преграды. В оплечном «Деисусе» из Третьяковской галереи Спас выписан фронтально. На нем красно-коричневый хитон с черной обводкой по вороту и черной разделкой складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. Изображение Спаса имеет значительные повреждения. В некоторых местах утрачен красочный слой вместе с левкасом до доски. По всему лику видны тонировочные пятна.

Лучше всего сохранился лик Богоматери. Ее образ, созданный на этой иконе, занимает особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди сохранившихся домонгольских памятниках. О.С. Попова находит, что «самое близкое ему изображение — настолпная фрескаБогоматерь Студеницкая“». Особенно выразителен лик Предтечи — пророка, аскета, изможденного пустынника — с нервным изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько направлен вглубь самого себя. Обострение физиогномики черт и одновременная скрытость приемов письма усиливают выразительность образа. Это один из характерных иконных типов комниновского периода, который к началу XIII века уже выглядел старомодным.


Трехчастный Деисус со святыми на полях
Трехчастный Деисус
со святыми на полях.
Икона монастыря
св. Екатерины.

Деисус Преображение
Деисус Преображение.
Монастырь
св. Екатерины.

Деисус (Икона из Русского музея)
Деисус. Икона
из Русского музея.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.