A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Львовская галерея искусств


(Львовская картинная галерея, по-украински Львiвська картинна галерея)

Здание Львовской галереи искусств Крупнейший художественный музей Украины (около 50 тысяч экспонатов), в котором собраны уникальные произведения живописи, скульптуры, графики стран Западной и Восточной Европы от средневековья до наших дней. Здание музея было выстроено в 1873 году архитектором Ф. Покутинским в историческом стиле (неоренессанс) в качестве пригородного дворца. Здание выполнено из кирпича, оштукатуренное, двухэтажное, F-образное в плане, с внутренним двором.

Композиция фасада — строгая и статическая. Этажи расчленены широкими горизонтальными тягами, нижний ярус покрыт рустовкой. Окна прямоугольной формы, в обрамлениях, с сандриками на втором этаже. Размещение портала акцентировано креповкой. На первом этаже планировка коридорно-анфиладная, на втором — анфиладная. В центральном зале галереи сохранился комплекс лепного декора.

Здание перестроено под картинную галерею в 1914 году. Основа городского собрания произведений искусства была заложена в 1902 г., когда по решению магистрата приобретение работ для будущего музея было включено в городской бюджет. Первыми приобретёнными полотнами стали несколько работ Яна Матейко, «Смерть Ацерна» и «Скупой» В. Леопольского и «Забастовка» Ф. Выгживальского. Значительным пополнением собрания стала коллекция подольского помещика Яковича, перевезённая во Львов в феврале 1907 г., — эта дата считается временем основания галереи. В 1914 г. Публичная галерея города Львова получила собственное помещение. К 1939 г. в собрании галереи находилось около 6 тысяч единиц хранения. В сентябре 1939 г. галерея была национализирована.

В 1940 году была организована Львовская государственная картинная галерея, базой которой стали Публичная галерея города Львова и бывший Украинский национальный музей, и куда вошли также национализированные собрания магнатов Дзедушицких, Голуховских, Любомирских, Боваровских, Бадени, графа Пининского и других, а также произведения изобразительного искусства из музеев Ставропигийского института, Духовной семинарии, Архидиецезиального музея, замков в Красичине, Подгорицах и других собраний. На протяжении 1940-го собрание галереи увеличилось на 4188 ценных экспонатов.

В 1940 г. в галерее насчитывалось 5950 экспонатов, в 1966 г. - 11 тысяч. В 1960-1970 г. сборник галереи увеличился в несколько раз. Особой страницей в истории музея этого времени была экспедиционная работа, в результате которой было спасено 12 тысяч произведений, в частности львовского портрета, львовской скульптуры, икон, предметов декоративно-прикладного искусства.

После шторма в Мери-Хови (И. Шишкин, 1891 г.)Следствием глубокого изучения и исследования экспонатов, отбора всего самго ценного, что было в запасниках, продолжительной реставрационной работы и приобретений, стала созданная в 1963 г. постоянная экспозиция галереи. В начале 80-х годов в постоянную экспозицию были внесены определенные изменения и дополнения. Сегодня она знакомит зрителя с произведениями европейского искусства разных эпох, стилей и направлений.

За время немецкой оккупации было вывезено 225 произведений искусства, среди которых уникальная коллекция картин А. Дюрера. В послевоенные годы при содействии музеев Москвы, Ленинграда, Киева в галерее были созданы отделы русского дореволюционного и советского искусства, а позже и стран Востока.

По состоянию на начало 2007 года в фондах находятся 58 тысяч произведений искусства, представляющих почти 40 стран мира. В отделе западноевропейского искусстваполотна П. Рубенса, Тициана, Ф. Гойи, Ю. Робера и других. В конце 1940-х годов Третьяковская галерея и Русский музей в Ленинграде передали Львовской картинной большое количество полотен русских художников (И. Репина, И. Левитана, И. Айвазовского, В. Верещагина, К. Коровина и других), благодаря чему в галерее появилось несколько залов русского искусства.

Украшением зала ампир и романтизма является произведение Ф. Жерара "Портрет К. Стаженськой". В зале академизма экспонируются произведения выпускников Венской, Мюнхенской и Парижской Академий искусств. Один из залов знакомит нас с развитием академического пейзажа в Германии, Австрии и России. На примере художников, которые жили и работали во Львове, оригинально представлен стиль бидермайер.

Битва под Клушино (музей в Олеском замке)Произведения искусства, которые экспонируются в залах Галереи позволяют проследить становление художественной жизни во Львове и Галичине в XIX века, Европе - во второй половине XIX ст. Обращение к прошлому, визуализация истории собственных народов, иллюстрации героических событий отражено в произведениях Я. Матейка, А. Гротгера, В. Леопольського. Критический реализм, правдивое отражение состояния общества и жизнь его беднейших слоев стало предметом творчества и гражданской позицией художников многих европейских стран. Искусство этого времени сохраняло свою способность отвлекать от ежедневных проблем и переносили зрителя в мир экзотических стран или идиллической античность. Кардинальные изменения в живопись внес импрессионизм: рядом с барбизонцем Н. Диаз де ла Пенья в Галерее представлены К. Коровин и А. Цорн.

В зале символизма центральной является сборник трудов Я. Мальчевського. Здесь нашли свое отражение поиски российских, венгерских, польских художников начала XX века, модерн и различные направления модернизма, парижская школа и бывшие авангардисты, которые остались в СССР, уникальные произведения М. Бойчука и его последователей бойчукистов, произведения мастеров художественных объединений Львова 20-х - 30-х г. ХХ века, произведения украинских художников второй половины XX века. В залах сохранен интерьер конца XIX в.

Структура музея.

  • Собственно Львовская картинная галерея,
  • Золочевский замок,
  • Олеский замок,
  • Подгорецкий замок,
  • часовня Боимов,
  • музей «Львовская сакральная барочная скульптура 18 века»,
  • музей И.Г. Пинзеля,
  • музей «Искусство старинной украинской книги»,
  • музей «Русалки Днестровой»,
  • музей-усадьба Маркиана Шашкевича,
  • музей оборонительной архитектуры «Пятничанская башня»,
  • музей древнейших памятников Львова.

Портрет Е. Старженской (Ф. Жерар)
Портрет
Е. Старженской.
Ф. Жерар. 1803 г.

Портрет детей художника (Ян Матейко)
Портрет детей художника.
Ян Матейко.

Портрет историка Н.И. Костомарова (Н. Ге)
Портрет историка
Н.И. Костомарова.
Н. Ге. 1878 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.