Львовская галерея искусств
(Львовская картинная галерея, по-украински Львiвська картинна галерея)
Крупнейший художественный музей Украины (около 50 тысяч экспонатов), в котором собраны уникальные произведения живописи, скульптуры, графики стран Западной и Восточной Европы от средневековья до наших дней. Здание музея было выстроено в 1873 году архитектором Ф. Покутинским в историческом стиле (неоренессанс) в качестве пригородного дворца. Здание выполнено из кирпича, оштукатуренное, двухэтажное, F-образное в плане, с внутренним двором.
Композиция фасада — строгая и статическая. Этажи расчленены широкими горизонтальными тягами, нижний ярус покрыт рустовкой. Окна прямоугольной формы, в обрамлениях, с сандриками на втором этаже. Размещение портала акцентировано креповкой. На первом этаже планировка коридорно-анфиладная, на втором — анфиладная. В центральном зале галереи сохранился комплекс лепного декора.
Здание перестроено под картинную галерею в 1914 году. Основа городского собрания произведений искусства была заложена в 1902 г., когда по решению магистрата приобретение работ для будущего музея было включено в городской бюджет. Первыми приобретёнными полотнами стали несколько работ Яна Матейко, «Смерть Ацерна» и «Скупой» В. Леопольского и «Забастовка» Ф. Выгживальского. Значительным пополнением собрания стала коллекция подольского помещика Яковича, перевезённая во Львов в феврале 1907 г., — эта дата считается временем основания галереи. В 1914 г. Публичная галерея города Львова получила собственное помещение. К 1939 г. в собрании галереи находилось около 6 тысяч единиц хранения. В сентябре 1939 г. галерея была национализирована.
В 1940 году была организована Львовская государственная картинная галерея, базой которой стали Публичная галерея города Львова и бывший Украинский национальный музей, и куда вошли также национализированные собрания магнатов Дзедушицких, Голуховских, Любомирских, Боваровских, Бадени, графа Пининского и других, а также произведения изобразительного искусства из музеев Ставропигийского института, Духовной семинарии, Архидиецезиального музея, замков в Красичине, Подгорицах и других собраний. На протяжении 1940-го собрание галереи увеличилось на 4188 ценных экспонатов.
В 1940 г. в галерее насчитывалось 5950 экспонатов, в 1966 г. - 11 тысяч. В 1960-1970 г. сборник галереи увеличился в несколько раз. Особой страницей в истории музея этого времени была экспедиционная работа, в результате которой было спасено 12 тысяч произведений, в частности львовского портрета, львовской скульптуры, икон, предметов декоративно-прикладного искусства.
Следствием глубокого изучения и исследования экспонатов, отбора всего самго ценного, что было в запасниках, продолжительной реставрационной работы и приобретений, стала созданная в 1963 г. постоянная экспозиция галереи. В начале 80-х годов в постоянную экспозицию были внесены определенные изменения и дополнения. Сегодня она знакомит зрителя с произведениями европейского искусства разных эпох, стилей и направлений.
За время немецкой оккупации было вывезено 225 произведений искусства, среди которых уникальная коллекция картин А. Дюрера. В послевоенные годы при содействии музеев Москвы, Ленинграда, Киева в галерее были созданы отделы русского дореволюционного и советского искусства, а позже и стран Востока.
По состоянию на начало 2007 года в фондах находятся 58 тысяч произведений искусства, представляющих почти 40 стран мира. В отделе западноевропейского искусства — полотна П. Рубенса, Тициана, Ф. Гойи, Ю. Робера и других. В конце 1940-х годов Третьяковская галерея и Русский музей в Ленинграде передали Львовской картинной большое количество полотен русских художников (И. Репина, И. Левитана, И. Айвазовского, В. Верещагина, К. Коровина и других), благодаря чему в галерее появилось несколько залов русского искусства.
Украшением зала ампир и романтизма является произведение Ф. Жерара "Портрет К. Стаженськой". В зале академизма экспонируются произведения выпускников Венской, Мюнхенской и Парижской Академий искусств. Один из залов знакомит нас с развитием академического пейзажа в Германии, Австрии и России. На примере художников, которые жили и работали во Львове, оригинально представлен стиль бидермайер.
Произведения искусства, которые экспонируются в залах Галереи позволяют проследить становление художественной жизни во Львове и Галичине в XIX века, Европе - во второй половине XIX ст. Обращение к прошлому, визуализация истории собственных народов, иллюстрации героических событий отражено в произведениях Я. Матейка, А. Гротгера, В. Леопольського. Критический реализм, правдивое отражение состояния общества и жизнь его беднейших слоев стало предметом творчества и гражданской позицией художников многих европейских стран. Искусство этого времени сохраняло свою способность отвлекать от ежедневных проблем и переносили зрителя в мир экзотических стран или идиллической античность. Кардинальные изменения в живопись внес импрессионизм: рядом с барбизонцем Н. Диаз де ла Пенья в Галерее представлены К. Коровин и А. Цорн.
В зале символизма центральной является сборник трудов Я. Мальчевського. Здесь нашли свое отражение поиски российских, венгерских, польских художников начала XX века, модерн и различные направления модернизма, парижская школа и бывшие авангардисты, которые остались в СССР, уникальные произведения М. Бойчука и его последователей бойчукистов, произведения мастеров художественных объединений Львова 20-х - 30-х г. ХХ века, произведения украинских художников второй половины XX века. В залах сохранен интерьер конца XIX в.
Структура музея.
- Собственно Львовская картинная галерея,
- Золочевский замок,
- Олеский замок,
- Подгорецкий замок,
- часовня Боимов,
- музей «Львовская сакральная барочная скульптура 18 века»,
- музей И.Г. Пинзеля,
- музей «Искусство старинной украинской книги»,
- музей «Русалки Днестровой»,
- музей-усадьба Маркиана Шашкевича,
- музей оборонительной архитектуры «Пятничанская башня»,
- музей древнейших памятников Львова.
Портрет Е. Старженской. Ф. Жерар. 1803 г.
|
Портрет детей художника. Ян Матейко.
|
Портрет историка Н.И. Костомарова. Н. Ге. 1878 г.
|