A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Herapis (Серапис)

Храм египетских богов “Изиды и Сераписа“ СЕРАПИС, САРАПИС (греч. Serapis, от Osiris-Apis, Osarapis) — божество эллинистического Египта. Культ Сераписа, божества столицы Египта Александр основатель династии Птолемеев - Птолемей I Сотер (305-282 гг. до н. э.) при содействии египетского жреца Манефона и афинского философа Тимофея. Согласно сочиненному ими мифу, при воскресении бога Осириса в него вселилась душа священного быка Аписа (отсюда соединение имен). Культ был учрежден с целью сближения верований египетского и эллинского населения Египта.

Новое божество считали покровителем плодородия страны мертвых, подобно Осирису, повелителем водной стихии, поэтому его изображения помещали в носовой части кораблей. Греки отождествляли Сераписа с Посейдоном. Как бога Солнца, Сераписа отождествляли с Аполоном и Гелиосом, в качестве повелителя богов — с самим Зевсом, а целителя с Асклепием. Культ Сераписа был тесно связан с почитанием Осириса (Усира), его супруги Исиды (Эсет) и их сына Гора.

В III—I вв. до н. э. этот культ распространился в Малой Азии и Северном Причерноморье. Статуя Сераписа, созданная скульптором Бриаксидом для Серапеума (храма божества) в Александрии Египетской в конце IV в. до н. э., известна по позднейшим воспроизведениям и репликам. Она представляла собой мужскую фигуру с бородой, наподобие Зевса, в хитоне и гиматии, сидящей на троне в головном уборе - модии (хлебной мере) или в калафе — символе плодородия и изобилия. Калаф украшало изображение хлебных колосьев и ветвей олив.

В левой руке статуи Сераписа — скипетр, правой рукой бог опирается на голову страшного пса Кербера, что свидетельствует о хтонической (подземной) символике божества. Изображения Сераписа в изобилии встречаются на монетах эллинистического времени, его статуэтки были немой принадлежностью жилых домов, в качестве оберегов их прикрепляли к дверям, окнам, стенам. Рельефные изображения Сераписа имеются на медальонах, светильниках, алтарях. Встречаются изображения божества в виде стоящей фигуры, подобно Артемиде или Деметре, с двумя змеями или ящерицами в руках. Латинское слово «змея» (serpens) сходно по звучанию с именем Сераписа, изображение змеи расценивали в древности как символ целительной силы. Жрецы Сераписа носили на лбу диадему с изображением звезды с семью лучами. В учении гностиков бык Апис символизирует низшую телесную природу человека.


Картина “Бог Серапис“
Картина
“Бог Серапис“.

Статуя бога “Сераписа“
Статуя бога
“Сераписа“.

Статуэтка древнеегипетского бога “Сераписа“
Статуэтка древнеегипетского
бога “Сераписа“.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.