A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Линогравюра


(от слова "линолеум" + "гравюра")

Выпуклая гравюра, которая выполняется на линолеуме или на похожих по параметрам пластически-полимерных материалах. Возникла в начале 20 в. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Линогравюра выполняется с помощью специальных резцов (штихелей) различного профиля и размера, позволяющих добиваться тонких и толстых линий разной конфигурации и длины. Рисунок вырезается на линолеуме, затем наносится валиком тонкий слой краски и производится печать. В результате на листе получаются темными те части, которые на линолеуме были выпуклыми, а рисунок остается белым, потому что в углубления краска не попадает.

К особым характеристикам линогравюры относятся чёткие контрасты белого и чёрного цвета, краткость и чёткость языка, удобство и быстрота работы, красочный, художественный штрих, который получается из-за мягкости материала, лаконизм, возможность ускорения печати и увеличения объемов тиражей. Благодаря этим качествам, линогравюра быстро стала популярной у различных специалистов печатной графики

Линогравюра, как форма графики входит в широкое понятие «эстамп», нашедшее применение не только в полиграфии, но также в дизайне интерьеров и архитектуре. Каждый полученный с оригинала оттиск считается подлинником, поскольку печатную форму изготовил автор изображения. Печатают эстампы специальными типографскими красками.

Для создания линогравюры художник использует следующие материалы и инструменты: линолеум (используют пробковый линолеум, толщиной 3 миллиметра), краски, бумагу, резцы, ножи, валик, олифа, стекло и др. После создания эскиза мастер переносит его на линолеум с помощью кальки, затем резцами производит гравирование изображения. Потом на готовую линогравюру наноситься типографская краска и делается пробный оттиск. Накатывать краску на линолеум лучше всего вальцмассовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: ее не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки. Исходя из полученного результата, художник делает правку гравюры. Для печатания оттисков применяют высокую, глубокую либо плоскую печать.

Пейзаж со всадником (Г.Ф. Захаров, 1964 г.)Иногда стилистически близкая к гравюре на дереве, линогравюра в основном развивалась отличным от неё путём и нередко сама влияла на стилистику современной ксилографии (например, творчество Ф. Мазереля и мастеров немецкого экспрессионизма). К середине 20 в. сложилось несколько школ линогравюры. Особое развитие линогравюра получила в странах Латинской Америки - в творчестве гравёров «Мастерской народной графики» в Мексике (линогравюры Мендеса, А. Бельтрана, А. Гарсии Бустоса и др.) и «Клуба друзей гравюры» в Бразилии (К. Склиара, Р. Кац, В. Праду и др.), А.Р. Виго и Н. Онофрио в Аргентине, К. Эрмосильи Альвареса в Чили. К линогравюре часто обращались А. Матисс и П. Пикассо во Франции, Э. Паккард и Б. Рэндолл в США, П. Нильсен в Дании.

Линогравюра в России.

В России линогравюра возникла несколькими годами позднее, чем в других странах Европы. Начало XX века - это период, когда у нас гравюра почти целиком стала репродукционной или выполняла задачи книжного и журнального оформления. Из крупнейших мастеров, работавших в ксилографии и в офорте, следует в первую очередь назвать В.В. Матэ, который воспитал целое поколение замечательных графиков. Первым из русских художников применил линогравюру Н.А. Шевердяев, который во время пребывания в Париже в 1906 году выставил свои работы в этой технике и имел успех. В 1907 году к линогравюре обратился, ставший в последствии русским художником-гравером, И.Н. Павлов, который уже до этого имел громадный опыт в работе над репродукционной гравюрой. И.Н. Павлов заинтересовался гравюрой на линолеуме. По свидетельствам Шевердяева: «в Париже линолеум уже вытеснил обрезную гравюру. И только застарелые эстеты презирали этот новый гибкий материал». Павлов самостоятельно разработал технику гравирования на линолеуме и приёмы печати. В историю графики художник вошёл прежде всего своими знаменитыми сериями цветных линогравюр.

Берег с лодками (А.А. Ушин, линогравюра) Ещё с эпохи Возрождения начал проявляться интерес к экслибрисам. Экслибрис - слово латинского происхождения, приобретает в наши дни все большую популярность. Оно означает "из книг..." и часто в этом смысле употребляется, например: "Экслибрис А.А. Сидорова". Но оно имеет и более общий смысл, обозначая книжный знак с любым текстом. Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Наклеиваются чаще всего листы тиражной графики. Экслибрис может быть связан с содержанием тех книг, для которых он предназначен, с особенностями характера занятий их владельца. Уже с изобретением книгопечатания книжный знак стал походить на современный: маленький эстамп, оттиснутый с гравированной на меди или дереве доски. В конце XIX - начале XX века экслибрисы все охотнее гравируют на дереве и новом материале - линолеуме.

Линогравюрой занимались знаменитые русский художники Б.М. Кустодиев, М.В. Маторин, Суриков, В.А. Фаворский и многие другие. Увлекались линогравюрой и многие русские художники-живописцы. Блестящим офористом был и Нивинский, создавший целую школу московских граверов. Среди других художников, внесших большой вклад в развитие советской графики был А.И. Кравченко, так же работавший в области иллюстрации и гравюры на дереве. В этой технике работали В.Д. Замирайло, И.Н. Павлов, Д.И. Митрохин, В. Розанова. Крупными советскими мастерами линогравюры были В.Д. Фалилеев, К.Е. Костенко, П.Н. Староносов, И.А. Соколов. Наиболее популярной линогравюра становится в конце 1950-х – 1960-х годах. Во многих союзных республиках сложились национальные школы линогравюры. Традиции художников старшего поколения продолжают молодые графики. Большинство из них прошло основательную профессиональную подготовку в художественных вузах.

Девушка на стуле (А. Гершун)
Девушка на стуле.
А. Гершун.
Линогравюра.

Ночь (О. Неправда, линогравюра)
Ночь. О. Неправда.
Линогравюра.

На улицах Ленинграда зимой 1941-1942 г.
На улицах Ленинграда
зимой 1941-1942 г.
С.Б. Юдовин. 1947 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.