Лавис
(от французского lavis - растушевка, размывка)
Способ углубленного гравирования на металле с помощью которого можно делать очень разнообразные тональные переходы. Рисунок наносится на доску кистью, которую предварительно смачивают в кислоте. Затем изображение печатается путем набивки краски в вытравленные углубления. Лавис изобретён в 18 веке французским художником Ж.Б. Лепренсом.
Технология изготовления печатной формы в данном случае достаточно проста. На тщательно отполированную поверхность, засыпанную тонкой акватинтой (имеется в виду нанесенная и расплавленная канифольная пыль), наносится рисунок травящим составом, в который входит крепкая 40%-я кислота и красящее вещество, которое позволяет видеть рисунок в контурах и определять его по глубине тона. Рисование производится акварельными кистями или кистями из стекловолокна. Чем жирнее, обильнее будет мазок кистью, тем больше в этом месте будет травление металла. Рисование свободное, без необходимости выкрывания кислотоупорным лаком, что исключает появление на оттиске жестких границ у тоновых пятен. Реакция травления происходит в течении 2-3 минут, после чего доску обмывают водой, высушивают и продолжают снова рисовать. Получается авторская печатная форма способа глубокой печати.
При качественной печати тиражная гравюра создает полное впечатление уникального акварельного рисунка. Подмена одной графической техники другой не всегда бесспорна, и художники, работающие в этой манере, применяют разные способы нанесения канифольного слоя с целью получения различной фактуры, что придает оттиску своеобразие и приводит к неоспоримым художественным результатам. В конечном итоге современный лавис по своим внешним изобразительным характеристикам очень приближен к акватинте, но отличается от нее акварельностью тонового пятна, мягкостью и размытостью очертаний рисующих мазков, большим разнообразием тональных градаций. Так же как и акватинту, лавис применяют в сочетании с другими манерами офорта, например, с сухой иглой.
Пейзаж. Р. Эрлом. 1803 г.
|
Аполлон Мусагет. Р. Эрлом. 1802 г.
|
Портрет В.Л. Пушкина. Э. Кеннеди. 1803 г.
|